Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
Я не специалист в области образования. Я не занималась никакими исследованиями. Я просто преподаватель, учитель. Хотя я предпочитаю думать о себе как о помощнике. Именно так: я - помощник в изучении английского языка. Прежде чем перейти к теме, скажу пару слов о преподавании английского языка сегодня - это связано с темой, и позже вы поймёте, почему.
На сегодняшний день самой распространённой и желаемой работодателями в подавляющем большинстве стран методикой является так называемая CLT - Commincative Language Teaching. Что это? Это когда язык изучается через разговор. То есть упор идёт именно на speaking - ну и writing (это же тоже speaking - только на бумаге), а reading и listening, в свою очередь, являются поддержкой для развития этих двух скиллов. Иными словами, в центре внимания оказываются активные скиллы, с которыми, как правило, ситуация плачевнее, нежели с пассивными, так тщательно развиваемыми в среднестатистических российских школах (все помнят Голицынского и бесконечные переводы туда-сюда, да?).
В последнее время всё большую популярность набирает так называемый Dogme approach (aka Teaching Unplugged) - это когда учитель даёт ученикам максимальную автонмию в плане принятия решенй и максимально увеличивает их возможность влиять на урок. То есть студенты сами решают, чем хотят заняться сегодня на уроке, а учитель быстро, на ходу, придумывает, как это организовать. Сам урок - это по-прежнему обучение через разговор, то есть CLT никуда не делся. Ещё одна отличитальная черта Dogme - никаких готовых материалов, никаких учебников и рядов парт. Например, если студентам захотелось прояснить какую-то грамматическую тему - скажем, Past Perfect. Вы идёте в школьную библиотеку (можно собрать и свою в классе). Учитель просит студентов найти пример этой грамматической темы в первой попавшейся книге. Всё найденное выписывается на доску и на основе этого и контекста из книг студенты пытаются понять, как же работает правило. Учитель лишь направляет их и помогает, если совсем забуксовали. По правилам Dogme, учитель - это даже и не учитель, а равный - просто он больше знает про английский язык, поэтому временами может выступать как наставник. А урок - это разговор в раслабленной атмосфере.
Признайтесь, вам уже захотелось попробовать учить английский таким образом? Я планирую вплотную заняться этим в будущем - если хотите, мы можем попробовать сделать это вместе с каком-нибудь антикафе (я буду в Питере до 8-ого сентября).
Помимо Dogme, я ещё очень люблю situational teaching. Это когда обучение происходит через ситуацию. Например, приводишь группу в IKEA и ведёшь урок про предлоги. Сначала вы это разбираете, а в конце пусть они ходят по магазину и сами тебе и друг другу описывают, где что лежит/стоит (устно или письменно, на выбор). Или вокабуляр по теме "гостиная", "ванная", "кухня" и т.д.. Для студентов это развлечение, а на самом деле это такой замаскированный урок)) Идеально, конечно, если дело происходит в стране изучаемого языка. Тогда можно так: сначала в классе изучил, например, как сделать заказ в кафе, а потом мини-экзамен - каждый студент должен купить что-то в кафе, объяснившись по-английски. Чем успешнее и плавнее пройдёт коммуникация, тем лучше он, значит, усвоил материал. Как-то так.
И вот теперь-то я и подошла к тому, как я вижу будущее образования.
Вообще когда мы говорим о каком-либо - любом - будущем, первое, что приходит на ум, это технологии. Все эти self-driving cars, дроны-шпионы, искусственные интеллекты и мега-навороченные приложения, которые, как папа из той детской песенки, могут всё, что угодно. Причём в отличие от этого папы, мамой они тоже вполне могут быть. А мне кажется, будущее не в этом. Оно в другом. А в чём, я сейчас расскажу.
Что вообще значит - образование? Что это, по вашему мнению? Как показывает практика, в России для большинства людей и, что самое печальное, учителей, образование - это про запоминание миллионов и триллионов бесполензных фактов и сдачу выпускных экзаменов. В Европе дело обстоит лучше и детей хотя бы учат думать и анализировать, но этого мало. Есть такой американский фильм - Accepted ("Нас приняли!" в русскоязычном варианте). Он про то, насколько устарела классическая система образования. Это смешная и местами чуть глуповатая комедия про очень важные вещи. И вот ближе к концу один из героев говорит: "Подлинная цель образования - это развитие творческих способностей учащихся". И всё. Вот так вот просто. И это действительно так. Не знаю, как для вас, а для меня школа в частности и образование в целом - это как раз про активацию творческих навыков, аналитического мышления и приобретение полезных для "взрослой" жизни скиллов (от готовки до умения любить себя и заботиться о своём душевном здоровье).
Мне повезло - в моей школе этому учили. Не всему, но самому основному. Я всего два года (самые последние) провела в частной школе и за эти годы научилась столкому, чему не научилась за все предыдущие. Нас учили думать; учили не полагаться слепо на авторитеты, а уметь остоять своё мнение. Учили анализировать. Учили быть личностями, быть собой. Мыслить творчески и находить нестандартные решения проблем. Учили тому, что молодость и неопытность - это не недостатки, и что мы имеем право выражать своё мнение и быть услышанными. И в будущем я хочу видеть больше школ, где учат именно этому.
Вот ещё ряд принципов, которые я считаю необходимыми для школ будущего:
1. CLT будут применить не только к языку, но и к другим предметам.
Модель "учитель говорит - ученик молчит и слушает" безнадёжно устарела. Коммуникативная методика, чтобы вы знали, начала развиваться ещё в 19-ом веке! По-моему, это показатель. Увы, мы недалеко ушли за эти сто лет. И в школах по-прежнему вынуждены слушать монотонные лекции и объяснения у доски. А почему бы не обсудить? Особенно это касается гуманитарных предметов. Почему случилась февральская революция? Что можно было предпринять, чтобы всё пошло по-другому? Почему Сонечка поехала вслед за Раскольниковым в ссылку - что ей двигало? Какова роль религии в государстве? У вас в классе 30 учеников - и столько же мнений. Это же классно!
2. Ученики будут чётко понимать, зачем им нужны те предметы, которые они выбрали.
Да-да, в школах будущего ученики будут иметь право решать, что они хотят изучать. Но главное - они будут понимать, зачем им это нужно. Помните, как вы сидели на некоторых уроках и думали, что вы вообще здесь забыли и кому это вообще может быть интересно? Это потому что учитель не потрудился показать, что то, что вы учите, применимо в реальной жизни. А значит - нужно и полезно. Что касается выбора, то даётся несколько лет на обязательное изучение каждого предмета, а потом (ближе к старшей школе) ученик сможет сам решить, к чему душа лежит, а к чему нет, и продолжить уже только изучение того, что ему интересно. А ещё можно дифферинцировать предметы по уровню: попроще для тех, кому трудно; нормальный (тут всё понятно); продвинутый для фанатов и отчаянных любителей и собирающихся поступать в профильные ВУЗы.
3. Учителям будет важно мнение учеников.
Мои ученики во время дискуссий не замечают, как летит время, потому что они увлечены тем, что делятся друг с другом своими взглядами и мыслями. Они часто приводят примеры из своей жизни или жизни своих друзей, и этот процесс бесконечный. Дай им интересную тему, и их будет не остановить. А мне искренне интересно, что они думают. Людям нравится, когда их мнение слышат и как-то реагируют на него. И это надо использовать. "Что ТЫ думаешь?" - это главный вопрос на любом уроке в любой школе будущего.
4. Уроки будут связаны с реальной жизнью и персонализированы.
Например, математика: на последней стадии урока, когда студенты уяснили тему, можно попросить их, например, рассчитать площадь стен классной комнаты. Пусть сами замеряют с огромной линейкой и считают - и не забудут вычесть окна! Или в школе намечается ремонт - пусть студенты сами рассчитают, сколько вёдер краски нужно, сколько рулонов обоев и сколько коробок облицовочной плитки. Когда-нибудь в будущем они, возможно, будут делать ремонт у себя дома - тогда им пригодятся эти навыки.
А вот история: это же идеальная возможность научить студентов анализировать события! Пусть сами попытаются помозговать, почему крепостная реформа оказалсь не так успешна, как задумывалось, и как можно было сделать её более эффективной. Можно устраивать дебаты и круглые столы. Или ролевые игры: собрались разные известные политические деятели России из разных веков, студентам роли раздать - Пётр Первый, Александр II и Ленин. Какие аргументы они могут привести в пользу разных форм правления и разных политических режимов? Критическое и аналитическое мышление - очень полезные навыки. Все наши поступки имеют последствия. На уроках истории можно научиться видеть связи и закономерности между предпосылками и послествиями.
Литература - это прекрасная возможность затронуть психологию и заодно разобраться в себе.
Физика - она вообще вокруг нас. Почему самолёт летает? (аэродинамика) Как устроены твои очки? (оптика)
Химия - развлекайся не хочу. Кто из нас не любил лабораторные работы и не наблюдал с замиранием сердца, как что-то там выпадает в ярко-жёлтый осадок? Её ещё можно и в целях самообороны использовать, кстати. Тоже полезный навык - мало ли что. Также пригодится в быту. Ну и стоит ли напоминать, что внутри нас тоже одна сплошная химия? И что изжога, например, возникающая после плотного обеда в Макдаке - это не что иное, как химическая реакция?
Биология - ты же должен знать, как работает твой организм! Или организм твоей кошки/собаки/черепахи/рыбки.
Любой предмет, любую тему можно персонализировать. А если персонализировать не получается, то можно хотя бы сделать всё это мега-увлекательным, притащив какие-то интересные штуки из реального мира (у преподавателей английского это называется realia).
5. Школа будет готовить учеников к жизни после школы.
Я уже говорила про развитие творческих навыков, аналитического мышления и умение применять полученные знания в реальной жизни. Но помимо этого, в школах будущего ученики смогут научиться: делать мебель своими руками, чинить какие-то простые поломки у автомобиля, готовить, вести бюджет, немножко шить, убираться и даже медитировать. ОБЖ и навыки выживания в лесу. Быть собой и любить себя. Следовать зову сердца и не бояться рисковать. В общем, все те навыки, которые сделают самостоятельную жизнь в разы проще и помогут минимизировать стресс и, самое главное, реализовать себя.
6. В школах будущего будет большой выбор факультативов и кружков по интересам.
Всем нам нужна отдушина. Ученики смогут заниматься фотографией, театром, сочинительством, программированием - да хоть РПГ. Что угодно, что поможет расслабиться и отдохнуть. А могут просто пойти в зону отдыха и почитать книжку. Или поболтать с кем-то. Или вздремнуть. В школах будущего будет всё необходимое для того, чтобы ученики чувствовали себя комфортно.
Вы скажете, что у меня какая-то утопия получилась, но есть организация United World Colleges, которая ещё с 1960-ого года пытается перевести образование на качественно новый уровень - и им это удаётся. Конечно, у них упор больше на глобализацию и sustainability, но в общем и целом они в большей степени, нежели обычные школы, развивают творческие способности и аналитическое мышление учащихся, плюс проводят ряд полезных активностей, нацеленных на сохранение окрудающей среды и мира вокрун нас (например, борьба с лесными пожарами). Я встречала тех, кто там учился, - это совершенно другие люди. В Скандинавии некоторые школы тоже довольно успешно справляются с тем, что я описала выше. Занятия интересные и информативные, ученики активно делятся своим мнением, участвуют в каких-то стимулирующих проектах, а в свободное время могут выбрать себе кружок по интересам (чаще всего это что-то творческое) - я была в такой школе по обемну и видела это всё своими глазами. То есть это всё вполне реально. Это не утопия. Тут нет ничего невозможного - надо просто, как и всегда, просто взять и начать делать. Универсальный рецепт.
И в конце я снова процитирую фильм Accepted: "Чтобы по-настоящему учиться, не нужны ни преподы ни аудитории, ни высоколобые традиции, и ни деньги. Нужны лишь люди с желанием стать лучше". Насчёт преподов он, может, и перегнул (многие студенты говорят, что с учителем лучше - есть кому вопросы задать
), но в остальном однозначно прав.
А вы что думаете об этом? Поговорим?)
На сегодняшний день самой распространённой и желаемой работодателями в подавляющем большинстве стран методикой является так называемая CLT - Commincative Language Teaching. Что это? Это когда язык изучается через разговор. То есть упор идёт именно на speaking - ну и writing (это же тоже speaking - только на бумаге), а reading и listening, в свою очередь, являются поддержкой для развития этих двух скиллов. Иными словами, в центре внимания оказываются активные скиллы, с которыми, как правило, ситуация плачевнее, нежели с пассивными, так тщательно развиваемыми в среднестатистических российских школах (все помнят Голицынского и бесконечные переводы туда-сюда, да?).
В последнее время всё большую популярность набирает так называемый Dogme approach (aka Teaching Unplugged) - это когда учитель даёт ученикам максимальную автонмию в плане принятия решенй и максимально увеличивает их возможность влиять на урок. То есть студенты сами решают, чем хотят заняться сегодня на уроке, а учитель быстро, на ходу, придумывает, как это организовать. Сам урок - это по-прежнему обучение через разговор, то есть CLT никуда не делся. Ещё одна отличитальная черта Dogme - никаких готовых материалов, никаких учебников и рядов парт. Например, если студентам захотелось прояснить какую-то грамматическую тему - скажем, Past Perfect. Вы идёте в школьную библиотеку (можно собрать и свою в классе). Учитель просит студентов найти пример этой грамматической темы в первой попавшейся книге. Всё найденное выписывается на доску и на основе этого и контекста из книг студенты пытаются понять, как же работает правило. Учитель лишь направляет их и помогает, если совсем забуксовали. По правилам Dogme, учитель - это даже и не учитель, а равный - просто он больше знает про английский язык, поэтому временами может выступать как наставник. А урок - это разговор в раслабленной атмосфере.
Признайтесь, вам уже захотелось попробовать учить английский таким образом? Я планирую вплотную заняться этим в будущем - если хотите, мы можем попробовать сделать это вместе с каком-нибудь антикафе (я буду в Питере до 8-ого сентября).
Помимо Dogme, я ещё очень люблю situational teaching. Это когда обучение происходит через ситуацию. Например, приводишь группу в IKEA и ведёшь урок про предлоги. Сначала вы это разбираете, а в конце пусть они ходят по магазину и сами тебе и друг другу описывают, где что лежит/стоит (устно или письменно, на выбор). Или вокабуляр по теме "гостиная", "ванная", "кухня" и т.д.. Для студентов это развлечение, а на самом деле это такой замаскированный урок)) Идеально, конечно, если дело происходит в стране изучаемого языка. Тогда можно так: сначала в классе изучил, например, как сделать заказ в кафе, а потом мини-экзамен - каждый студент должен купить что-то в кафе, объяснившись по-английски. Чем успешнее и плавнее пройдёт коммуникация, тем лучше он, значит, усвоил материал. Как-то так.
И вот теперь-то я и подошла к тому, как я вижу будущее образования.
Вообще когда мы говорим о каком-либо - любом - будущем, первое, что приходит на ум, это технологии. Все эти self-driving cars, дроны-шпионы, искусственные интеллекты и мега-навороченные приложения, которые, как папа из той детской песенки, могут всё, что угодно. Причём в отличие от этого папы, мамой они тоже вполне могут быть. А мне кажется, будущее не в этом. Оно в другом. А в чём, я сейчас расскажу.
Что вообще значит - образование? Что это, по вашему мнению? Как показывает практика, в России для большинства людей и, что самое печальное, учителей, образование - это про запоминание миллионов и триллионов бесполензных фактов и сдачу выпускных экзаменов. В Европе дело обстоит лучше и детей хотя бы учат думать и анализировать, но этого мало. Есть такой американский фильм - Accepted ("Нас приняли!" в русскоязычном варианте). Он про то, насколько устарела классическая система образования. Это смешная и местами чуть глуповатая комедия про очень важные вещи. И вот ближе к концу один из героев говорит: "Подлинная цель образования - это развитие творческих способностей учащихся". И всё. Вот так вот просто. И это действительно так. Не знаю, как для вас, а для меня школа в частности и образование в целом - это как раз про активацию творческих навыков, аналитического мышления и приобретение полезных для "взрослой" жизни скиллов (от готовки до умения любить себя и заботиться о своём душевном здоровье).
Мне повезло - в моей школе этому учили. Не всему, но самому основному. Я всего два года (самые последние) провела в частной школе и за эти годы научилась столкому, чему не научилась за все предыдущие. Нас учили думать; учили не полагаться слепо на авторитеты, а уметь остоять своё мнение. Учили анализировать. Учили быть личностями, быть собой. Мыслить творчески и находить нестандартные решения проблем. Учили тому, что молодость и неопытность - это не недостатки, и что мы имеем право выражать своё мнение и быть услышанными. И в будущем я хочу видеть больше школ, где учат именно этому.
Вот ещё ряд принципов, которые я считаю необходимыми для школ будущего:
1. CLT будут применить не только к языку, но и к другим предметам.
Модель "учитель говорит - ученик молчит и слушает" безнадёжно устарела. Коммуникативная методика, чтобы вы знали, начала развиваться ещё в 19-ом веке! По-моему, это показатель. Увы, мы недалеко ушли за эти сто лет. И в школах по-прежнему вынуждены слушать монотонные лекции и объяснения у доски. А почему бы не обсудить? Особенно это касается гуманитарных предметов. Почему случилась февральская революция? Что можно было предпринять, чтобы всё пошло по-другому? Почему Сонечка поехала вслед за Раскольниковым в ссылку - что ей двигало? Какова роль религии в государстве? У вас в классе 30 учеников - и столько же мнений. Это же классно!
2. Ученики будут чётко понимать, зачем им нужны те предметы, которые они выбрали.
Да-да, в школах будущего ученики будут иметь право решать, что они хотят изучать. Но главное - они будут понимать, зачем им это нужно. Помните, как вы сидели на некоторых уроках и думали, что вы вообще здесь забыли и кому это вообще может быть интересно? Это потому что учитель не потрудился показать, что то, что вы учите, применимо в реальной жизни. А значит - нужно и полезно. Что касается выбора, то даётся несколько лет на обязательное изучение каждого предмета, а потом (ближе к старшей школе) ученик сможет сам решить, к чему душа лежит, а к чему нет, и продолжить уже только изучение того, что ему интересно. А ещё можно дифферинцировать предметы по уровню: попроще для тех, кому трудно; нормальный (тут всё понятно); продвинутый для фанатов и отчаянных любителей и собирающихся поступать в профильные ВУЗы.
3. Учителям будет важно мнение учеников.
Мои ученики во время дискуссий не замечают, как летит время, потому что они увлечены тем, что делятся друг с другом своими взглядами и мыслями. Они часто приводят примеры из своей жизни или жизни своих друзей, и этот процесс бесконечный. Дай им интересную тему, и их будет не остановить. А мне искренне интересно, что они думают. Людям нравится, когда их мнение слышат и как-то реагируют на него. И это надо использовать. "Что ТЫ думаешь?" - это главный вопрос на любом уроке в любой школе будущего.
4. Уроки будут связаны с реальной жизнью и персонализированы.
Например, математика: на последней стадии урока, когда студенты уяснили тему, можно попросить их, например, рассчитать площадь стен классной комнаты. Пусть сами замеряют с огромной линейкой и считают - и не забудут вычесть окна! Или в школе намечается ремонт - пусть студенты сами рассчитают, сколько вёдер краски нужно, сколько рулонов обоев и сколько коробок облицовочной плитки. Когда-нибудь в будущем они, возможно, будут делать ремонт у себя дома - тогда им пригодятся эти навыки.
А вот история: это же идеальная возможность научить студентов анализировать события! Пусть сами попытаются помозговать, почему крепостная реформа оказалсь не так успешна, как задумывалось, и как можно было сделать её более эффективной. Можно устраивать дебаты и круглые столы. Или ролевые игры: собрались разные известные политические деятели России из разных веков, студентам роли раздать - Пётр Первый, Александр II и Ленин. Какие аргументы они могут привести в пользу разных форм правления и разных политических режимов? Критическое и аналитическое мышление - очень полезные навыки. Все наши поступки имеют последствия. На уроках истории можно научиться видеть связи и закономерности между предпосылками и послествиями.
Литература - это прекрасная возможность затронуть психологию и заодно разобраться в себе.
Физика - она вообще вокруг нас. Почему самолёт летает? (аэродинамика) Как устроены твои очки? (оптика)
Химия - развлекайся не хочу. Кто из нас не любил лабораторные работы и не наблюдал с замиранием сердца, как что-то там выпадает в ярко-жёлтый осадок? Её ещё можно и в целях самообороны использовать, кстати. Тоже полезный навык - мало ли что. Также пригодится в быту. Ну и стоит ли напоминать, что внутри нас тоже одна сплошная химия? И что изжога, например, возникающая после плотного обеда в Макдаке - это не что иное, как химическая реакция?
Биология - ты же должен знать, как работает твой организм! Или организм твоей кошки/собаки/черепахи/рыбки.
Любой предмет, любую тему можно персонализировать. А если персонализировать не получается, то можно хотя бы сделать всё это мега-увлекательным, притащив какие-то интересные штуки из реального мира (у преподавателей английского это называется realia).
5. Школа будет готовить учеников к жизни после школы.
Я уже говорила про развитие творческих навыков, аналитического мышления и умение применять полученные знания в реальной жизни. Но помимо этого, в школах будущего ученики смогут научиться: делать мебель своими руками, чинить какие-то простые поломки у автомобиля, готовить, вести бюджет, немножко шить, убираться и даже медитировать. ОБЖ и навыки выживания в лесу. Быть собой и любить себя. Следовать зову сердца и не бояться рисковать. В общем, все те навыки, которые сделают самостоятельную жизнь в разы проще и помогут минимизировать стресс и, самое главное, реализовать себя.
6. В школах будущего будет большой выбор факультативов и кружков по интересам.
Всем нам нужна отдушина. Ученики смогут заниматься фотографией, театром, сочинительством, программированием - да хоть РПГ. Что угодно, что поможет расслабиться и отдохнуть. А могут просто пойти в зону отдыха и почитать книжку. Или поболтать с кем-то. Или вздремнуть. В школах будущего будет всё необходимое для того, чтобы ученики чувствовали себя комфортно.
Вы скажете, что у меня какая-то утопия получилась, но есть организация United World Colleges, которая ещё с 1960-ого года пытается перевести образование на качественно новый уровень - и им это удаётся. Конечно, у них упор больше на глобализацию и sustainability, но в общем и целом они в большей степени, нежели обычные школы, развивают творческие способности и аналитическое мышление учащихся, плюс проводят ряд полезных активностей, нацеленных на сохранение окрудающей среды и мира вокрун нас (например, борьба с лесными пожарами). Я встречала тех, кто там учился, - это совершенно другие люди. В Скандинавии некоторые школы тоже довольно успешно справляются с тем, что я описала выше. Занятия интересные и информативные, ученики активно делятся своим мнением, участвуют в каких-то стимулирующих проектах, а в свободное время могут выбрать себе кружок по интересам (чаще всего это что-то творческое) - я была в такой школе по обемну и видела это всё своими глазами. То есть это всё вполне реально. Это не утопия. Тут нет ничего невозможного - надо просто, как и всегда, просто взять и начать делать. Универсальный рецепт.
И в конце я снова процитирую фильм Accepted: "Чтобы по-настоящему учиться, не нужны ни преподы ни аудитории, ни высоколобые традиции, и ни деньги. Нужны лишь люди с желанием стать лучше". Насчёт преподов он, может, и перегнул (многие студенты говорят, что с учителем лучше - есть кому вопросы задать

А вы что думаете об этом? Поговорим?)
Мы когда учились на языковых курсах в Оксфорде один и тот же английский обсуждали с четырех точек зрения и это было действительно увлекательно, познавательно и эффективно.
учитель - это даже и не учитель, а равный - просто он больше знает про английский язык, поэтому временами может выступать как наставник. А урок - это разговор в раслабленной атмосфере.
я всегда стараюсь так вести себя со своими учениками, кому японский преподаю. То есть разница между нами скорее как сэмпай-кохай, а не как сэнсей-гакусей.
аналогично) дистанция, конечно, есть, но ученик должен воспринимать учителя как такого же человека, с чувствами, слабостями и тараканами) он должен видеть, что учитель - это личность, а не робот по передаче информации. в Японии, увы, такое редко встречается.
увы, да
но склад общества еще долго не позволит в Японии что-то подобное. Хотя опять же даже у меня в языковой школе те учителя, что много путешествовали и даже жили за границей вели себя с нами куда ближе, шли на контакт и приятное общение даже вне уроков.
Я далека от этой темы, но было интересно прочитать твоё мнение)
А если вообще. Задумываясь о ребёнке и его будущем я так или иначе читаю мимоходом какую-то информацию, связанную с медициной и образованием (хочу заранее быть готовой, а не заглатывать информацию за несколько месяцев до родов или вообще идти в слепую).
Выяснилось, что в Европе и Америке (может не во всей) отошли уже от этой концепции преподавания, когда информацию ученикам просто преподносят в виде линейного конспекта. Больший акцент делается на то, чтобы ученики сами выбирали каким образом они хотят изучить новую тему (та же химия и опыты) и чтобы они взаимодействовали друг с другом.
Т.е. не просто зазубрили какую-то информацию, а понимали где её найти и могли проанализировать, т.к. сейчас, в век интернета, любая основная информация доступа в 2 клика, но надо уметь не просто её найти, а ещё суметь правильно использовать. Ну и умение работать в команде - тоже весьма полезно для подрастающего поколения, которое все больше времени проводит в телефонах и планшетах.
В России тоже стали об этом задумываться. Я даже видела онлайн курс для преподавателей, в котором они как раз должны были изучить и понять концепцию такого преподавания... Но если это и ввели где-то, то скорее всего в каких-то частных московских школах. Вряд ли это скоро дойдет до обычных школ, не говоря уже о регионах...
Мне по жизни довольно часто приходится сталкиваться с людьми "старой системы" (сама в такой училась), которые зазубрили какую-то информацию (необходимую для их работы, жизни и т.д.) и безумно гордятся этим. И если ты не в их "системе", то значит ты изгой и тебе многие пути развития закрыты. Меня в какой-то степени это раздражает, но с другой стороны мне жаль их. По сути они остановились в развитии и привыкли жить в одной и той же рутине/системе. Хотя наверняка они даже не замечают этого и считают, что это нормально/так и должно быть.
Честно говоря, когда я стала жить самостоятельно/работать и сама стала выбирать направления, которые бы мне было интересно изучить, то я узнала намного больше о жизни, чем учась в школе или университете)))
есть отдельные места (мой универ, например), где английский преподают так, как в Европе. и студентам нравится. у них глаза горят. да, им трудно, но они говорят и активно обсуждают трудные темы. да, им нужно время привыкнуть к такому стилю преподавания, но в итоге это всё окупается сторицей. а потом они с удивлением говорят, что не думали, что учить английский может быть весело и увлекательно.
Kanayna, да, в Европе над этим работают) особенно в Скандинавии, я писала об этом.
а вот в России... молодые, кто в теме, задумываются, конечно. но система такая, что против неё даже с толпой за спиной попереть не так уж легко. я читала и слышала много о современных школах. молодых, креативных и инициативных просто гнобят и выживают. а потом мы удивляемся, почему подростки в большинстве своём немотивированные, не имеют целей и ничего не хотят в жизни. а потому что "учат" их такие же люди. кто хочет учиться, конечно, найдёт способ - благодаря интернету, любую интересующую квалификацию можно получить не выходя из дома (лишь бы деньги были). но самое-то ужасное в том, что немотивированные и равнодушные "учителя" губят интерес к обучению у детей.
Второй момент - с кафе и прочим, это очень затратная схема обучения). В принципе, сейчас компьютерные технологии позволяют моделировать разные ситуации, думаю, скоро это будут активно использовать при изучении языков.
Мне очень нравилась советская школа, честно говоря. Дают необходимый костяк, выучиваешь его хорошенько, а потом накручиваешь все, что хочешь, уже легко и сам. А современное российское образование мне не нравится совсем. Плохое качество всего с крайне низким КПД, и никто ни за что не отвечает.
Я в целом согласна с marinachan. Я не против того, чтобы использовать в образовании новые методы и делать его более интерактивным, но все эти бесконечные активити и "давайте поговорим" у меня тоже ассоциируются с тратой времени, никак не могу отделаться от мысли: "А давайте уже делом займемся, а?"
Советское образование не без изъянов и требует модернизации, но вообще-то имхо оно известно во всем мире как раз с положительной стороны, как и писала marinachan. Я вот живу в Италии и ходила заново сдавать на права в автошколу. Так учитель, когда узнает, что кто-то русский, сразу говорит: "О, ну вы так привыкли учиться, я за вас не беспокоюсь". И-таки да! Русские отличаются от среднестатического итальянца, который не очень умеет и хочет учиться, ему всё хочется играть и чтобы "полегче" и это не очень радостная тенденция, на мой взгляд... Но я понимаю, что чем дальше, тем больше мои взгляды на обучение устаревают, например, и я даже не уверена, что хочу преподавать теперь, в частности по методике CELTA (даже если бы в Италии не было дискриминации по признаку "носитель языка")).
так то компьютер. однако последние исследования показали, что большинство учеников всё равно хотят заниматься с преподавателями? интересно, почему?) ну вот натренируешься ты на копмьютере. но в реальности-то всё совсем по-другому. у каждого человека свой уникальный акцент, своя манера произносить слова - компьютер тебя не сможет научить всем миллиардам вариантов. что-то может пойти по-другому. это то же самое, что водить машину в симуляторе. часы практики на симуляторе всё равно не заменят те же часы практики на настоящей машине, потому что ситуации на дороге бывают разные, и не все можно смоделировать. человеческий фактор, понимаешь?
Мой сын учился по программе с подобными принципами, и его педагог не вкладывался в процесс.
вот поэтому и был кошмар - потому что педагого не вкладывался. даже самая эффективная система бесполезна, если ею управляет дурак. но винить в этом систему - пустое дело.
Тут еще такой момент, более робкие и менее активные дети будут совсем в пролете.
даже самых робких и менее активных можно расшевелить, если хорошенько увлечь и дать такую тему, на которую им захочется высказаться - я это кучу раз проверяла на практике) надо просто найти подход.
Autumny, привет) на "ты" очень даже можно, никаких проблем!
Ощущения у меня после курса остались весьма двоякие - я ожидала, что там будет коммуникативная методика, думала влиться, как-то привыкнуть, но нет - остаются в этой методике для меня большие НО, которые я не совсем поддерживаю...
а где ты проходила? хотя вообще особой разницы нет... layout везде одинаковый, да и тьюторы натасканы тоже по одной системе.
там и есть коммуникативная методика, но никто не говорит, что она - на 100% то, что нужно) люди разные. кому-то больше это подходит, а кто-то хочет более интраверсивный стиль обучения - почему бы и нет. это и называется tailoring lessons to students' needs
но все эти бесконечные активити и "давайте поговорим" у меня тоже ассоциируются с тратой времени, никак не могу отделаться от мысли: "А давайте уже делом займемся, а?"
и "найдите сами/пообщайтесь с партнером/давайте поржем еще 15 минут, чтобы было весело и легко"
это неправильный подход. суть таких заданий вовсе не в "поржать и повеселиться". например, задание на бла-бла в начале урока даётся, чтобы учитель смог оценить passive knowledge студентов в рамках темы урока - исходя из этого урок на ходу "подгоняется" (например, сокращается время на то, что студенты уже, оказывается, более-менее знают, или, наоборот, добавляется что-то новое, если есть такая необходимость). задания по типу "давайте делом займёмся" тоже никуда не делись - ты же помнишь схемы уроков на systems, там можно дать самые разнообразные упражнения на стадии controlled и semi-controlled practice. если все задания будут проходить при непосредственном участии преподавателя, то как он убедится, что студенты действительно освоили материал и могут использовать его без контроля? именно поэтому студентам даётся автономность на стадии freer practice и учитель не вмешивается в ход выполнения задания, и только в конце уже даёт delayed feedback on accuracy.
я тоже не люблю, когда уроки делаются по типу "полегче", и не считаю, что главная цель уроков английского - это тупо повеселиться. да, студент должен наслаждаться процессом обучения, но кто сказал, что при этом будет легко и вкалывать не придётся? отнюдь! должен быть challenge. я люблю заставлять студентов думать, анализировать и аргументировать. но в то же время стараюсь обустроить процесс так, чтобы они в итоге сказали: "это было трудно и пришлось попотеть, но мне понравилось!" и я хочу, чтобы в школе будущего, детей тоже заставляли шевелить мозгами и напрягать извилины - а этот никогда не бывает просто. но если приэтом мы забудем про "весёлую" составляющую, то велика вероятность, что у многих просто отобьёт охоту к этому делу. "весёлая" составляющая - это своего рода пряник, чтоб мотивировать учащегося на дальнейшее умственное напряжение.
Я уверена, что ни в одной стране мира школы не давали на выходе такого количества высокоэрудированных детей, с таким количеством знаний по истории, географии, литературе, точным наукам. Я не знаю, как сейчас, но в годы моей учебы в школе (1991-2001) это было правдой. И да, свою роль в эрудиции ребенка играет также окружение, семья, но я отвожу и школе в этом свое место. На фоне того, что преподавали нам, знания моих сверстников в Европе и Америке (сужу по школьным заграничным лагерям) выглядели просто жалко.
кому-то больше это подходит, а кто-то хочет более интраверсивный стиль обучения - почему бы и нет. это и называется tailoring lessons to students' needs
Ну а как быть, если в классе все разные, например? Чередовать то и другое банально?
Я помню про всякие controlled practice ) Но во время курса непосредственно очень напрягало следовать этим планам, хотя мне этапы в принципе понятны и я их даже не оспариваю... Просто тот же "delayed feedback on accuracy." мне давался весьма сложно. То есть учитель в коммуникативной системе вроде и разгружается (многое ведь делают сами ученики), но при этом постоянно должен всех мотивировать (на разговор, на активити и все прочее), всех организовывать (следить, чтобы не говорили на своем языке), придумывать как бы объяснить не напрямую, а чтобы опа! и все сразу сами поняли (помню, нас ругали за одно только слово explanation), да еще и следить за ошибками сразу всего класса и корректировать их после, а не сразу
Собственно, насчет веселой составляющей как таковой я тоже не против
vicky-taiji, согласна
Ну а как быть, если в классе все разные, например? Чередовать то и другое банально?
да, именно. чередовать, чтобы все получили то, что им нравится. так же, когда в классе студенты с разными learner styles.
Для меня это всё было напряжно
ну так на фортепиано тоже в первый раз напряжно играть! пальцы не тянутся и гнутся плохо, координация между руками фиговая) тренируйся и будет получаться лучше и быстрее. мне тоже трудно за всем сразу уследить - то одно забуду, то другое. но постепенно становится легче)
а нам, например, строго запрещали говорить что-то вроде "Тема урока..." )))
опять: забей, раз не нравится, и делай так, как нравится. когда будешь преподавать по-настоящему, никто не будет стоять над душой и проверять. сможешь вести урок так, как захочешь. я, например, вообще на каждом уроке вешаю плакатик с планом урока, чтобы желающие сразу могли ознакомиться.
насчёт explanation - то же самое. есть такие темы, которые проще и быстрее объяснить. или иногда ученики ну не могу понять сами быстро и чётко - тогда тоже лучше объяснить. да даже метод Test-Teach-Test - он подразумевает стадию, где ты учишь и объясняешь. это только Guided Discovery такой замысловатый - ну так он и используется для высоких уровней, когда студенты уже соображают быстро и запас знаний приличный. (хотя с низкими уровнями тоже работает, если грамотно продумать.)
Мне как ученику вполне достаточно почитать какой-нибудь интересный текст и обсудить его в классе - мне уже хорошо, полезно и интересно )
мне тоже)) люблю такие уроки! а двигаться не люблю.
пойдем в библиотеку поищем материал
так я ж не говорю, что это надо прям на каждом уроке. но иногда приятно внести разнообразие.
мне коллега рассказал, что из всего курса литературы в старшей школе лучше всего помнит урок, когда преподаватель повёл ихв парк и они изучали, что за жанр такой - поэзия. выбирали понравившиеся предметы природы, подбирали эпитеты и метафоры, а в конце писали короткие стихи. он говорит, что до конца жизни будет помнить такой урок.
я хочу, чтобы преподаватель мне четко сам всё дал и не тратил наше время!))),
ну значит у тебя автономность не очень развита) у меня, кстати, тоже - потому что я ленивая. хотя в последнее время начала шевелиться.
vicky-taiji, вообще ничего против советской системы образования не имею! действительно были классные специалисты и качественные знания (ну, судя по рассказам родителей). но сейчас их нет, а современные дети уже привылки к другому стилю обучения. сейчас вообще надо технологии интегрировать и всё такое - не люблю я это дело. выбираю конференцию съездить послушать умных людей - так всё про технологии в процессе обучения.
А про систему, когда преподаётся так, как ты говоришь, хорошие преподаватели используют эти элементы и в классической системе. Проблемы начинаются тогда, когда система построена на высокой активности преподавателя и его высоком профессионализме, а работают кто попало. Мой сын учился по школе 2100. Не приведи Господь((. Была бы традиция, я бы дома по учебнику его выучила, не пропал бы. А так - он на уроке выпал из процесса, когда скучно стало, домой пришёл, а в учебнике - подумай, как бы ты сделал. А потом контрошка- оказывается, думать как угодно можно, а правильный вариант - он существует. Только в учебнике про это не пишут, а училка домашку месяцами не проверяла. Вина системы в том, что она слишком завязана на человеческий фактор, он просел - и все, хана учебному процессу полностью. А где ты столько креативных учителей наберёшь?
Такое обучение в чистом виде хорошо для высоких уровней, когда люди реально знают, чего хотят. А как дополнение к четкой программе на любых ступенях - ну шикарно же. У Пети репетиторы так делали, школьные учителя - нет, им даже дз некогда проверить.
А ещё я думаю, в России все же менее жёсткая система, чем в Японии, потому я и не понимаю, в чем ноу хау). Наши делают что хотят, их никто особо за креатив не прижимает. Только они столько часов набирают, чтоб было, что покушать, что на креатив сил тупо нет.
не понимаю разницы. можешь привести конкретный пример?
хорошие преподаватели используют эти элементы и в классической системе
используют, конечно! но проблема бывает в том, что их инициатива душится руководством, которые те самые "кто попало".
А где ты столько креативных учителей наберёшь?
креативность в какой-то степени достигается через практику. я далеко не самый креативный человек, честно скажу. но уже столько существующих идей, столько книг с кучей разных конкретных примеров, что не нужно самому ничего генерировать - нужно уметь использовать и адаптировать для конкретных студентов.
Только они столько часов набирают, чтоб было, что покушать, что на креатив сил тупо нет.
и это тоже одна из вещей, над которыми нужно работать. я бы тоже не захотела креативить за 30000 рублей в месяц. да даже зарплата учителя в одном из крупнейших языковых центров - 40000. конечно, прожить на эти деньги можно, но весело ли? и чего можно ожидать от людей, к которым вот так относятся? на голом энтузиазме долго не протянешь.
Ты права, что это всё в итоге нужно адаптировать под твой личный стиль преподавания ) Просто на курсе нас так ругали за несоответствие, что у меня лично это вообще почти отбило желание преподавать, так как я себя почувствовала вообще негодной ) Кстати, мы Guided Discovery применяли и для Elementary
мне тоже)) люблю такие уроки! а двигаться не люблю.
Про урок поэзии - это всё здорово, но имхо в единичных случаях) Иначе такие уроки становятся либо напряжными "Ой, опять идти куда-то надо", либо будничными - ну мне так кажется
Не, автономность у меня как раз очень развита, я в итоге к сертификату CAE, например, сама готовилась и сдала )) Потому что на курсах мне не понравилось, а репетитор тоже смущала чем-то
А мне технологии как раз нравятся, кстати
похоже, тебе просто не повезло с тьюторами. потому что нас не ругали вообще. нам только рекомендовали) а иногда бывали ситуации, когда от правил отступил, а вышло даже лучше, чем по правилам (у меня так было) - и нам потом на примере этой ситуации объясняли, что далеко не всегда нужно следовать правилам и что главное - это понимать, зачем ты далешь то, что делаешь. то есть "обоснуй")
Кстати, мы Guided Discovery применяли и для Elementary
нам не рекомендовали. говорили, надо очень тщательно продумывать, а на курсе времени на это не всегда хватает. но на практике я уже сама доказала себе, что да, можно на любых уровнях, но для низких действительно надо хорошо продумать, чтобы они точно справились. чтобы и логично, и просто.
Про урок поэзии - это всё здорово, но имхо в единичных случаях)
конечно) я и не говорю, что каждый урок надо что-то эдакое придумывать и куда-то идти. в конце концов, у школы не просто так есть своё здание) но иногда бывает приятно привнести какое-то разнообразие. чтобы запоминалось.
Но вопрос в том, что если уж я иду учить предмет с кем-то, я хочу вложений от преподавателя, сама я и так могу...
ну, все люди разные) да и вложения бывают разные.
У нас когда был на Celta урок по этому, я аж воспрянула духом
да, у нас тоже было. Оля Сергеева проводила. но я не люблю технологии в преподавании. по Скайпу я и сама преподавала и да, ничего не надо вырезать, но то компьютер зависнет, то вдруг сигнал интернета ослабеет, то ещё что - куча накладок, все из которых не предусмотришь и которые запросто могут сорвать урок. а в классе к большинству возможных проблем можно подготовиться и продумать план действий. всякое бывает, конечно, но ничего такого, чтобы всё к чертям полетело. особенно если для урока вообще нужны только ручка, бумага и умение говорить) сейчас вообще набирает популярность концепция material-light.
то есть это те вещи, которые вносятся молодым педагогам в голову как аксиома. так должно быть.
другое дело, что многие из молодых педагогов идут по пути максимально упрощения и осознанно отказываются от этих принципов. Зачем спрашивать о мнении и устраивать дискуссии, если мне проще прочитать лекцию\включить фильм\показать презентацию. Ведь в дискуссиях же нужно самому анализировать, подпитывать интерес учеников, регулировать беседы и пр. Поэтому они выбирают то, что проще.
анализировать придётся только то, что говорят ученики, на предмет связности и наличия ошибок по сегодняшней теме) то же самое, что учитель обязан делать априори.
регулировать беседы придётся только в самом начале, пока ученики ещё только осваиваются с тем, что такое дискуссия. как только они въедут, можно будет вообще оставить их в покое и просто 10 минут сидеть и слушать) ну и мониторить-анализировать, конечно, чтобы было о чём потом давать фидбэк.
то есть на самом деле не так всё и сложно и тут всё как всегда: сначала ты вкладываешь ресурсы - потом это окупается.
Material-light. - это когда минимум материалов?) Надо же, а я сколько веду уроки в Скайпе, не было почти никогда такого, чтобы компьютер зависал или сигнал пропадал ) Тьфу-тьфу-тьфу, конечно ) Поэтому люблю я это дело. Ну и плюс всегда можно и в словарике слово посмотреть, например, а в классе чувствуешь себя как на расстреле - ааа, мало ли что ученики спросят, а ты прямо сейчас может быть не знаешь, и в словарь лезть тоже неудобно..
а что такого? учитель не обязан знать всё (равно как и нейтив спикер не обязан знать всё). ты вот знаешь всё про русский язык? вряд ли. хоть он и родной) а тут иностранный. так что если ученики спросили, а ты не знаешь, спокойно говоришь, что ты не уверена и что тебе нужно время удостовериться. и или сообщаешь ответ после урока или в начале следующего урока. кстати, именно поэтому рекомендуется, чтобы уровень учителя был на 2 уровня выше учеников: вряд ли в такой ситуации они спросят что-то, чего учитель не знает. но повторяю ещё раз: не знать чего-то не стыдно. стыдно не хотеть узнать.
Я тебя прекрасно понимаю))
Просто говорю о том, что происходит сейчас и почему это происходит.
Со слов педагогов из российских школ и своих вузовских преподавателей)
Согласна абсолютно, что стыдно - не хотеть узнать
Кстати, а как ты относишься к безумно популярной нынче тенденции учебы только у носителей? В Италии это настоящая дискриминация - в частных школах-то уж точно, только носители и никак иначе, всю мотивацию отбивает. И главное имхо на низких уровнях это не оправданно, потому что на таких уровнях как раз проще учить язык с тем, кто тоже его учил, и может объяснить нюансы именно с точки зрения не носителя. Может быть выше среднего уровня уже да, носитель даже словарную базу даст более обширную, но вот нет такой классификации... И эта тенденция набирает обороты в том числе онлайн - ведь теперь с носителям можно заниматься не выходя из дома. Мне интересно, значит ли это, что преподаватели не носители в итоге совсем будут вытеснены с рынка или все же есть шанс, что нет?
нет, конечно ты должна быть готова к преподаванию на любом уровне, это так. потому что если работаешь в языковом центре, то там кого дали, того и учи. конечно, если администраторы и адосы нормальные, то пойдут навстречу и дадут, что лучше получается)) но такое бывает не всегда. а вот если ты частный репетитор, то выбирай на здоровье, что нравится, над тобой никого нет, чтобы указывать. и это нормально, что с какими-то уровнями комфортнее. у любого преподавателя есть свои предпочтения) хотя если всё время работать в зоне комфорта, не сможешь нормально развиваться как профессионал. я только на новой работе стала стараться выпрыгивать наружу и пробовать что-то новое, что раньше казалось трудным. оно и сейчас трудное, но всё постигается с опытом.
Кстати, а как ты относишься к безумно популярной нынче тенденции учебы только у носителей?
крайне отрицательно. мне было трудно найти работу в Японии лишь из-за того, что у меня не тот паспорт, и это учитывая, что у меня англоязычное образование и квалификация! и нет акцента (ну, почти). в Азии вообще все помешаны на нейтивизме. хотя в Европе и Америке такое требование рассматривается как дискриминация и подавшего объявление могут и засудить. помню, у нас в универе повесили постер о наборе экзаменаторов, обязательно только нейтивы, так босс (американец) переплевался и сказал, что надо бы накатать заявление в TEFL Equity Advocates.
на самом деле, конечно, как носитель так и не носитель могут быть крутыми или ужасными преподами. потому что дело не в нейтивизме, а в умении. преподавание - такое же умение, такая же профессия, как любая другая. мы же не придираемся к национальности программистов, юристов и агентов по недвижимости. так почему нас вдруг должно бомбить, если препод английского - итальянец? да, возможно, у него нет чистого британского акцента, но если он правильно ставит ударения, то этого достаточно. и если может объяснить, научить так, чтобы людям было интересно и запоминалось. и по-моему, гораздо лучше нанять иностранца с квалификацией и опытом работы, чем студента-носителя, для которого попреподавать это лишь способ подзаработать денег для путешествия по стране. такой человек в большинстве случаев не будет относиться к своему занятию серьёзно, тогда как квалифицированный иностранец - это профессионал, и это говорит само за себя. в общем, главный критерий - чтобы человек реально умел учить и выполнять свою работу хорошо.
и по-моему, гораздо лучше нанять иностранца с квалификацией и опытом работы, чем студента-носителя,
и да, жаловаться на конкретные школы в TEFL Equity Advocates можно) а ещё можно написать стаью про ситуацию в Италии с приведением собственных примеров. если хорошо написано, Марек точно заинтересуется и возьмёт.
я тоже написала пару гневных отзывов) но на самом деле толку мало. чаще всего просто ингор и "ну бизнес такой, что мы можем поделать". в лучшем случае меняют формулировку на native-like speakers, но на деле всё равно резюме всех неносителей улетают в мусорную корзину. так что менять нужно не формулировки (это поверхностные изменения), а саму систему.
Кстати, в ответ на мой пост парочка нейтивов написала, что они, дескать, тоже дискриминируются - и обращаются с ними не как положено, и платят мало. Но это уже из другой серии.
да, это из другой серии. в Японии много шума наделала печально знаменитый закон 29,5. мол, что разрешённый максимум часов в неделю для фулл-таймеров - это 29 с половиной часов. это сделано, чтобы работников не переводить в категорию фулл-таймеров, потому что по японскому закону фулл-таймер - это тот, кто работает 30 часов и больше в неделю. то есть получается, что эти "фулл-таймеры" теперь на самом деле парт-таймеры. соотвественно, организация теперь уже не должна включать их в схему гос. страхования и платить отчисления в пенсионный фонд. такая вот экономия - для нанимателя.
или ещё часто тебя вообще нанимают не как преподавателя/интструктора, а как посредника/фрилансера/контрактора, т.е. ещё меньше соц. прав и соц. защищённости.