Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
Я не специалист в области образования. Я не занималась никакими исследованиями. Я просто преподаватель, учитель. Хотя я предпочитаю думать о себе как о помощнике. Именно так: я - помощник в изучении английского языка. Прежде чем перейти к теме, скажу пару слов о преподавании английского языка сегодня - это связано с темой, и позже вы поймёте, почему.

На сегодняшний день самой распространённой и желаемой работодателями в подавляющем большинстве стран методикой является так называемая CLT - Commincative Language Teaching. Что это? Это когда язык изучается через разговор. То есть упор идёт именно на speaking - ну и writing (это же тоже speaking - только на бумаге), а reading и listening, в свою очередь, являются поддержкой для развития этих двух скиллов. Иными словами, в центре внимания оказываются активные скиллы, с которыми, как правило, ситуация плачевнее, нежели с пассивными, так тщательно развиваемыми в среднестатистических российских школах (все помнят Голицынского и бесконечные переводы туда-сюда, да?).

В последнее время всё большую популярность набирает так называемый Dogme approach (aka Teaching Unplugged) - это когда учитель даёт ученикам максимальную автонмию в плане принятия решенй и максимально увеличивает их возможность влиять на урок. То есть студенты сами решают, чем хотят заняться сегодня на уроке, а учитель быстро, на ходу, придумывает, как это организовать. Сам урок - это по-прежнему обучение через разговор, то есть CLT никуда не делся. Ещё одна отличитальная черта Dogme - никаких готовых материалов, никаких учебников и рядов парт. Например, если студентам захотелось прояснить какую-то грамматическую тему - скажем, Past Perfect. Вы идёте в школьную библиотеку (можно собрать и свою в классе). Учитель просит студентов найти пример этой грамматической темы в первой попавшейся книге. Всё найденное выписывается на доску и на основе этого и контекста из книг студенты пытаются понять, как же работает правило. Учитель лишь направляет их и помогает, если совсем забуксовали. По правилам Dogme, учитель - это даже и не учитель, а равный - просто он больше знает про английский язык, поэтому временами может выступать как наставник. А урок - это разговор в раслабленной атмосфере.
Признайтесь, вам уже захотелось попробовать учить английский таким образом? Я планирую вплотную заняться этим в будущем - если хотите, мы можем попробовать сделать это вместе с каком-нибудь антикафе (я буду в Питере до 8-ого сентября).

Помимо Dogme, я ещё очень люблю situational teaching. Это когда обучение происходит через ситуацию. Например, приводишь группу в IKEA и ведёшь урок про предлоги. Сначала вы это разбираете, а в конце пусть они ходят по магазину и сами тебе и друг другу описывают, где что лежит/стоит (устно или письменно, на выбор). Или вокабуляр по теме "гостиная", "ванная", "кухня" и т.д.. Для студентов это развлечение, а на самом деле это такой замаскированный урок)) Идеально, конечно, если дело происходит в стране изучаемого языка. Тогда можно так: сначала в классе изучил, например, как сделать заказ в кафе, а потом мини-экзамен - каждый студент должен купить что-то в кафе, объяснившись по-английски. Чем успешнее и плавнее пройдёт коммуникация, тем лучше он, значит, усвоил материал. Как-то так.

И вот теперь-то я и подошла к тому, как я вижу будущее образования.

Вообще когда мы говорим о каком-либо - любом - будущем, первое, что приходит на ум, это технологии. Все эти self-driving cars, дроны-шпионы, искусственные интеллекты и мега-навороченные приложения, которые, как папа из той детской песенки, могут всё, что угодно. Причём в отличие от этого папы, мамой они тоже вполне могут быть. А мне кажется, будущее не в этом. Оно в другом. А в чём, я сейчас расскажу.

Что вообще значит - образование? Что это, по вашему мнению? Как показывает практика, в России для большинства людей и, что самое печальное, учителей, образование - это про запоминание миллионов и триллионов бесполензных фактов и сдачу выпускных экзаменов. В Европе дело обстоит лучше и детей хотя бы учат думать и анализировать, но этого мало. Есть такой американский фильм - Accepted ("Нас приняли!" в русскоязычном варианте). Он про то, насколько устарела классическая система образования. Это смешная и местами чуть глуповатая комедия про очень важные вещи. И вот ближе к концу один из героев говорит: "Подлинная цель образования - это развитие творческих способностей учащихся". И всё. Вот так вот просто. И это действительно так. Не знаю, как для вас, а для меня школа в частности и образование в целом - это как раз про активацию творческих навыков, аналитического мышления и приобретение полезных для "взрослой" жизни скиллов (от готовки до умения любить себя и заботиться о своём душевном здоровье).
Мне повезло - в моей школе этому учили. Не всему, но самому основному. Я всего два года (самые последние) провела в частной школе и за эти годы научилась столкому, чему не научилась за все предыдущие. Нас учили думать; учили не полагаться слепо на авторитеты, а уметь остоять своё мнение. Учили анализировать. Учили быть личностями, быть собой. Мыслить творчески и находить нестандартные решения проблем. Учили тому, что молодость и неопытность - это не недостатки, и что мы имеем право выражать своё мнение и быть услышанными. И в будущем я хочу видеть больше школ, где учат именно этому.

Вот ещё ряд принципов, которые я считаю необходимыми для школ будущего:
1. CLT будут применить не только к языку, но и к другим предметам.
Модель "учитель говорит - ученик молчит и слушает" безнадёжно устарела. Коммуникативная методика, чтобы вы знали, начала развиваться ещё в 19-ом веке! По-моему, это показатель. Увы, мы недалеко ушли за эти сто лет. И в школах по-прежнему вынуждены слушать монотонные лекции и объяснения у доски. А почему бы не обсудить? Особенно это касается гуманитарных предметов. Почему случилась февральская революция? Что можно было предпринять, чтобы всё пошло по-другому? Почему Сонечка поехала вслед за Раскольниковым в ссылку - что ей двигало? Какова роль религии в государстве? У вас в классе 30 учеников - и столько же мнений. Это же классно!
2. Ученики будут чётко понимать, зачем им нужны те предметы, которые они выбрали.
Да-да, в школах будущего ученики будут иметь право решать, что они хотят изучать. Но главное - они будут понимать, зачем им это нужно. Помните, как вы сидели на некоторых уроках и думали, что вы вообще здесь забыли и кому это вообще может быть интересно? Это потому что учитель не потрудился показать, что то, что вы учите, применимо в реальной жизни. А значит - нужно и полезно. Что касается выбора, то даётся несколько лет на обязательное изучение каждого предмета, а потом (ближе к старшей школе) ученик сможет сам решить, к чему душа лежит, а к чему нет, и продолжить уже только изучение того, что ему интересно. А ещё можно дифферинцировать предметы по уровню: попроще для тех, кому трудно; нормальный (тут всё понятно); продвинутый для фанатов и отчаянных любителей и собирающихся поступать в профильные ВУЗы.
3. Учителям будет важно мнение учеников.
Мои ученики во время дискуссий не замечают, как летит время, потому что они увлечены тем, что делятся друг с другом своими взглядами и мыслями. Они часто приводят примеры из своей жизни или жизни своих друзей, и этот процесс бесконечный. Дай им интересную тему, и их будет не остановить. А мне искренне интересно, что они думают. Людям нравится, когда их мнение слышат и как-то реагируют на него. И это надо использовать. "Что ТЫ думаешь?" - это главный вопрос на любом уроке в любой школе будущего.
4. Уроки будут связаны с реальной жизнью и персонализированы.
Например, математика: на последней стадии урока, когда студенты уяснили тему, можно попросить их, например, рассчитать площадь стен классной комнаты. Пусть сами замеряют с огромной линейкой и считают - и не забудут вычесть окна! Или в школе намечается ремонт - пусть студенты сами рассчитают, сколько вёдер краски нужно, сколько рулонов обоев и сколько коробок облицовочной плитки. Когда-нибудь в будущем они, возможно, будут делать ремонт у себя дома - тогда им пригодятся эти навыки.
А вот история: это же идеальная возможность научить студентов анализировать события! Пусть сами попытаются помозговать, почему крепостная реформа оказалсь не так успешна, как задумывалось, и как можно было сделать её более эффективной. Можно устраивать дебаты и круглые столы. Или ролевые игры: собрались разные известные политические деятели России из разных веков, студентам роли раздать - Пётр Первый, Александр II и Ленин. Какие аргументы они могут привести в пользу разных форм правления и разных политических режимов? Критическое и аналитическое мышление - очень полезные навыки. Все наши поступки имеют последствия. На уроках истории можно научиться видеть связи и закономерности между предпосылками и послествиями.
Литература - это прекрасная возможность затронуть психологию и заодно разобраться в себе.
Физика - она вообще вокруг нас. Почему самолёт летает? (аэродинамика) Как устроены твои очки? (оптика)
Химия - развлекайся не хочу. Кто из нас не любил лабораторные работы и не наблюдал с замиранием сердца, как что-то там выпадает в ярко-жёлтый осадок? Её ещё можно и в целях самообороны использовать, кстати. Тоже полезный навык - мало ли что. Также пригодится в быту. Ну и стоит ли напоминать, что внутри нас тоже одна сплошная химия? И что изжога, например, возникающая после плотного обеда в Макдаке - это не что иное, как химическая реакция?
Биология - ты же должен знать, как работает твой организм! Или организм твоей кошки/собаки/черепахи/рыбки.
Любой предмет, любую тему можно персонализировать. А если персонализировать не получается, то можно хотя бы сделать всё это мега-увлекательным, притащив какие-то интересные штуки из реального мира (у преподавателей английского это называется realia).
5. Школа будет готовить учеников к жизни после школы.
Я уже говорила про развитие творческих навыков, аналитического мышления и умение применять полученные знания в реальной жизни. Но помимо этого, в школах будущего ученики смогут научиться: делать мебель своими руками, чинить какие-то простые поломки у автомобиля, готовить, вести бюджет, немножко шить, убираться и даже медитировать. ОБЖ и навыки выживания в лесу. Быть собой и любить себя. Следовать зову сердца и не бояться рисковать. В общем, все те навыки, которые сделают самостоятельную жизнь в разы проще и помогут минимизировать стресс и, самое главное, реализовать себя.
6. В школах будущего будет большой выбор факультативов и кружков по интересам.
Всем нам нужна отдушина. Ученики смогут заниматься фотографией, театром, сочинительством, программированием - да хоть РПГ. Что угодно, что поможет расслабиться и отдохнуть. А могут просто пойти в зону отдыха и почитать книжку. Или поболтать с кем-то. Или вздремнуть. В школах будущего будет всё необходимое для того, чтобы ученики чувствовали себя комфортно.

Вы скажете, что у меня какая-то утопия получилась, но есть организация United World Colleges, которая ещё с 1960-ого года пытается перевести образование на качественно новый уровень - и им это удаётся. Конечно, у них упор больше на глобализацию и sustainability, но в общем и целом они в большей степени, нежели обычные школы, развивают творческие способности и аналитическое мышление учащихся, плюс проводят ряд полезных активностей, нацеленных на сохранение окрудающей среды и мира вокрун нас (например, борьба с лесными пожарами). Я встречала тех, кто там учился, - это совершенно другие люди. В Скандинавии некоторые школы тоже довольно успешно справляются с тем, что я описала выше. Занятия интересные и информативные, ученики активно делятся своим мнением, участвуют в каких-то стимулирующих проектах, а в свободное время могут выбрать себе кружок по интересам (чаще всего это что-то творческое) - я была в такой школе по обемну и видела это всё своими глазами. То есть это всё вполне реально. Это не утопия. Тут нет ничего невозможного - надо просто, как и всегда, просто взять и начать делать. Универсальный рецепт.
И в конце я снова процитирую фильм Accepted: "Чтобы по-настоящему учиться, не нужны ни преподы ни аудитории, ни высоколобые традиции, и ни деньги. Нужны лишь люди с желанием стать лучше". Насчёт преподов он, может, и перегнул (многие студенты говорят, что с учителем лучше - есть кому вопросы задать :-D ), но в остальном однозначно прав.

А вы что думаете об этом? Поговорим?)

@темы: размышлизмы

Комментарии
04.08.2017 в 12:35

словно птицы крыльями весь мир хотели мы обнять
Я тоже считаю, что преподаватель необходим. Наставник, я бы сказала. И не один, а естественно несколько. Может даже по одному предмету несколько .
Мы когда учились на языковых курсах в Оксфорде один и тот же английский обсуждали с четырех точек зрения и это было действительно увлекательно, познавательно и эффективно.
04.08.2017 в 12:48

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
jennifer iwan, абсолютно согласна. именно наставник и да, лучше несколько. опять-таки потому что сможешь услышать разные мнения разных опытных людей, и это поможет тебе сформировать своё.
04.08.2017 в 12:59

И это тоже пройдет (с)
Ох, твои бы слова....
04.08.2017 в 13:00

~просто прочти про себя тысячу раз "дао дэ цзин"~
Я вообще тоже совершенно согласна с тем, что ученики должны понимать, что они и для чего учат. Чтобы было понимание, что знания можно применять везде и всюду, что это не просто мертвый груз фактов, схем и цифр для сдачи экзамена.

учитель - это даже и не учитель, а равный - просто он больше знает про английский язык, поэтому временами может выступать как наставник. А урок - это разговор в раслабленной атмосфере.
я всегда стараюсь так вести себя со своими учениками, кому японский преподаю. То есть разница между нами скорее как сэмпай-кохай, а не как сэнсей-гакусей.
04.08.2017 в 13:06

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
vicky-taiji, я всегда стараюсь так вести себя со своими учениками, кому японский преподаю. То есть разница между нами скорее как сэмпай-кохай, а не как сэнсей-гакусей.
аналогично) дистанция, конечно, есть, но ученик должен воспринимать учителя как такого же человека, с чувствами, слабостями и тараканами) он должен видеть, что учитель - это личность, а не робот по передаче информации. в Японии, увы, такое редко встречается.
04.08.2017 в 13:18

~просто прочти про себя тысячу раз "дао дэ цзин"~
Tish Evans, в Японии, увы, такое редко встречается.
увы, да
но склад общества еще долго не позволит в Японии что-то подобное. Хотя опять же даже у меня в языковой школе те учителя, что много путешествовали и даже жили за границей вели себя с нами куда ближе, шли на контакт и приятное общение даже вне уроков.
04.08.2017 в 20:08

«Делай больше тех вещей, которые делают тебя счастливым»©
Tish Evans,
Я далека от этой темы, но было интересно прочитать твоё мнение)

А если вообще. Задумываясь о ребёнке и его будущем я так или иначе читаю мимоходом какую-то информацию, связанную с медициной и образованием (хочу заранее быть готовой, а не заглатывать информацию за несколько месяцев до родов или вообще идти в слепую).
Выяснилось, что в Европе и Америке (может не во всей) отошли уже от этой концепции преподавания, когда информацию ученикам просто преподносят в виде линейного конспекта. Больший акцент делается на то, чтобы ученики сами выбирали каким образом они хотят изучить новую тему (та же химия и опыты) и чтобы они взаимодействовали друг с другом.
Т.е. не просто зазубрили какую-то информацию, а понимали где её найти и могли проанализировать, т.к. сейчас, в век интернета, любая основная информация доступа в 2 клика, но надо уметь не просто её найти, а ещё суметь правильно использовать. Ну и умение работать в команде - тоже весьма полезно для подрастающего поколения, которое все больше времени проводит в телефонах и планшетах.
В России тоже стали об этом задумываться. Я даже видела онлайн курс для преподавателей, в котором они как раз должны были изучить и понять концепцию такого преподавания... Но если это и ввели где-то, то скорее всего в каких-то частных московских школах. Вряд ли это скоро дойдет до обычных школ, не говоря уже о регионах...

Мне по жизни довольно часто приходится сталкиваться с людьми "старой системы" (сама в такой училась), которые зазубрили какую-то информацию (необходимую для их работы, жизни и т.д.) и безумно гордятся этим. И если ты не в их "системе", то значит ты изгой и тебе многие пути развития закрыты. Меня в какой-то степени это раздражает, но с другой стороны мне жаль их. По сути они остановились в развитии и привыкли жить в одной и той же рутине/системе. Хотя наверняка они даже не замечают этого и считают, что это нормально/так и должно быть.
Честно говоря, когда я стала жить самостоятельно/работать и сама стала выбирать направления, которые бы мне было интересно изучить, то я узнала намного больше о жизни, чем учась в школе или университете)))
05.08.2017 в 11:56

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
vicky-taiji, дело не столько в неосведомлённости учителей, сколько в mindset. в Японии английский - это просто предмет, который надо сдать для поступления в универ (в школах), и услуга, которую нужно продать подороже (в eikaiwaх). ну или, на худой конец, модный аксессуар, который сделает тебя более employable. но никак не навык, который нужно активировать, а затем развить. в этом как раз и проблема. в Азии как нигде в другой части мира преподаваени английского коммерциализировано и превращено в конвейер, при этом о методологии и квалификации преподавателей никто не думает.
есть отдельные места (мой универ, например), где английский преподают так, как в Европе. и студентам нравится. у них глаза горят. да, им трудно, но они говорят и активно обсуждают трудные темы. да, им нужно время привыкнуть к такому стилю преподавания, но в итоге это всё окупается сторицей. а потом они с удивлением говорят, что не думали, что учить английский может быть весело и увлекательно.

Kanayna, да, в Европе над этим работают) особенно в Скандинавии, я писала об этом.
а вот в России... молодые, кто в теме, задумываются, конечно. но система такая, что против неё даже с толпой за спиной попереть не так уж легко. я читала и слышала много о современных школах. молодых, креативных и инициативных просто гнобят и выживают. а потом мы удивляемся, почему подростки в большинстве своём немотивированные, не имеют целей и ничего не хотят в жизни. а потому что "учат" их такие же люди. кто хочет учиться, конечно, найдёт способ - благодаря интернету, любую интересующую квалификацию можно получить не выходя из дома (лишь бы деньги были). но самое-то ужасное в том, что немотивированные и равнодушные "учителя" губят интерес к обучению у детей.
07.08.2017 в 07:26

Надо только придумать, что сказать в Макао людям, которые ждут какао...(с)
Такое образование возможно только при определенном типе личности педагога. Мой сын учился по программе с подобными принципами, и его педагог не вкладывался в процесс. Это был бесконечный кошмар пойди-туда-не знаю-куда и сделай неизвестно что. Когда это все закончилось, все вздохнули с облегчением.Получив подобный опыт, я против такой схемы обучения как унифицированного варианта "для всех". Тут еще такой момент, более робкие и менее активные дети будут совсем в пролете. Мне вот трудно сразу сориентироваться в массе новой слабо структурированной информации, для меня такая система - дополнительный стресс, а не плюшка.

Второй момент - с кафе и прочим, это очень затратная схема обучения). В принципе, сейчас компьютерные технологии позволяют моделировать разные ситуации, думаю, скоро это будут активно использовать при изучении языков.

Мне очень нравилась советская школа, честно говоря. Дают необходимый костяк, выучиваешь его хорошенько, а потом накручиваешь все, что хочешь, уже легко и сам. А современное российское образование мне не нравится совсем. Плохое качество всего с крайне низким КПД, и никто ни за что не отвечает.
07.08.2017 в 09:32

Любая оценка субъективна
Привет! Я пришла в дневник по рекомендации моей ПЧ, недавно сама прошла курс CELTA (сама не проф. педагог, но решила немного уйти от основной профессии) и ПЧ сказала, что ты много о преподавании пишешь (ничего, что я сразу на ты?). Ощущения у меня после курса остались весьма двоякие - я ожидала, что там будет коммуникативная методика, думала влиться, как-то привыкнуть, но нет - остаются в этой методике для меня большие НО, которые я не совсем поддерживаю... Не могу сказать, что я однозначно оспариваю методику и её право на существование - отнюдь, но и поддержать целиком и полностью не могу.

Я в целом согласна с marinachan. Я не против того, чтобы использовать в образовании новые методы и делать его более интерактивным, но все эти бесконечные активити и "давайте поговорим" у меня тоже ассоциируются с тратой времени, никак не могу отделаться от мысли: "А давайте уже делом займемся, а?" :nope: Я не против роли учителя как некоего гуру, который априори знает больше - и да, в основном рассказывает, а остальные слушают, а уже потом практикуются. Я сама этого же жду от занятий (языком в том числе) - мне не нравится, когда постоянно "дергают" на активити, не нравится общаться с партнером (я предпочитаю, когда каждый говорит по одному, все слушают, а учитель при необходимости исправляет). Я даже один раз ушла с курсов английского, потому что поняла, что там будет бесконечная болтовня и "найдите сами/пообщайтесь с партнером/давайте поржем еще 15 минут, чтобы было весело и легко" :nope:

Советское образование не без изъянов и требует модернизации, но вообще-то имхо оно известно во всем мире как раз с положительной стороны, как и писала marinachan. Я вот живу в Италии и ходила заново сдавать на права в автошколу. Так учитель, когда узнает, что кто-то русский, сразу говорит: "О, ну вы так привыкли учиться, я за вас не беспокоюсь". И-таки да! Русские отличаются от среднестатического итальянца, который не очень умеет и хочет учиться, ему всё хочется играть и чтобы "полегче" и это не очень радостная тенденция, на мой взгляд... Но я понимаю, что чем дальше, тем больше мои взгляды на обучение устаревают, например, и я даже не уверена, что хочу преподавать теперь, в частности по методике CELTA (даже если бы в Италии не было дискриминации по признаку "носитель языка")).
07.08.2017 в 11:38

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
marinachan, В принципе, сейчас компьютерные технологии позволяют моделировать разные ситуации
так то компьютер. однако последние исследования показали, что большинство учеников всё равно хотят заниматься с преподавателями? интересно, почему?) ну вот натренируешься ты на копмьютере. но в реальности-то всё совсем по-другому. у каждого человека свой уникальный акцент, своя манера произносить слова - компьютер тебя не сможет научить всем миллиардам вариантов. что-то может пойти по-другому. это то же самое, что водить машину в симуляторе. часы практики на симуляторе всё равно не заменят те же часы практики на настоящей машине, потому что ситуации на дороге бывают разные, и не все можно смоделировать. человеческий фактор, понимаешь?

Мой сын учился по программе с подобными принципами, и его педагог не вкладывался в процесс.
вот поэтому и был кошмар - потому что педагого не вкладывался. даже самая эффективная система бесполезна, если ею управляет дурак. но винить в этом систему - пустое дело.

Тут еще такой момент, более робкие и менее активные дети будут совсем в пролете.
даже самых робких и менее активных можно расшевелить, если хорошенько увлечь и дать такую тему, на которую им захочется высказаться - я это кучу раз проверяла на практике) надо просто найти подход.

Autumny, привет) на "ты" очень даже можно, никаких проблем!
Ощущения у меня после курса остались весьма двоякие - я ожидала, что там будет коммуникативная методика, думала влиться, как-то привыкнуть, но нет - остаются в этой методике для меня большие НО, которые я не совсем поддерживаю...
а где ты проходила? хотя вообще особой разницы нет... layout везде одинаковый, да и тьюторы натасканы тоже по одной системе.
там и есть коммуникативная методика, но никто не говорит, что она - на 100% то, что нужно) люди разные. кому-то больше это подходит, а кто-то хочет более интраверсивный стиль обучения - почему бы и нет. это и называется tailoring lessons to students' needs :)

но все эти бесконечные активити и "давайте поговорим" у меня тоже ассоциируются с тратой времени, никак не могу отделаться от мысли: "А давайте уже делом займемся, а?" :nope:
и "найдите сами/пообщайтесь с партнером/давайте поржем еще 15 минут, чтобы было весело и легко" :nope:
это неправильный подход. суть таких заданий вовсе не в "поржать и повеселиться". например, задание на бла-бла в начале урока даётся, чтобы учитель смог оценить passive knowledge студентов в рамках темы урока - исходя из этого урок на ходу "подгоняется" (например, сокращается время на то, что студенты уже, оказывается, более-менее знают, или, наоборот, добавляется что-то новое, если есть такая необходимость). задания по типу "давайте делом займёмся" тоже никуда не делись - ты же помнишь схемы уроков на systems, там можно дать самые разнообразные упражнения на стадии controlled и semi-controlled practice. если все задания будут проходить при непосредственном участии преподавателя, то как он убедится, что студенты действительно освоили материал и могут использовать его без контроля? именно поэтому студентам даётся автономность на стадии freer practice и учитель не вмешивается в ход выполнения задания, и только в конце уже даёт delayed feedback on accuracy.

я тоже не люблю, когда уроки делаются по типу "полегче", и не считаю, что главная цель уроков английского - это тупо повеселиться. да, студент должен наслаждаться процессом обучения, но кто сказал, что при этом будет легко и вкалывать не придётся? отнюдь! должен быть challenge. я люблю заставлять студентов думать, анализировать и аргументировать. но в то же время стараюсь обустроить процесс так, чтобы они в итоге сказали: "это было трудно и пришлось попотеть, но мне понравилось!" и я хочу, чтобы в школе будущего, детей тоже заставляли шевелить мозгами и напрягать извилины - а этот никогда не бывает просто. но если приэтом мы забудем про "весёлую" составляющую, то велика вероятность, что у многих просто отобьёт охоту к этому делу. "весёлая" составляющая - это своего рода пряник, чтоб мотивировать учащегося на дальнейшее умственное напряжение.
07.08.2017 в 11:54

~просто прочти про себя тысячу раз "дао дэ цзин"~
Тоже хотела замолвить словечко про советскую систему образования.
Я уверена, что ни в одной стране мира школы не давали на выходе такого количества высокоэрудированных детей, с таким количеством знаний по истории, географии, литературе, точным наукам. Я не знаю, как сейчас, но в годы моей учебы в школе (1991-2001) это было правдой. И да, свою роль в эрудиции ребенка играет также окружение, семья, но я отвожу и школе в этом свое место. На фоне того, что преподавали нам, знания моих сверстников в Европе и Америке (сужу по школьным заграничным лагерям) выглядели просто жалко.
07.08.2017 в 12:43

Любая оценка субъективна
Tish Evans, проходила в Италии же, где я живу, на острове Сицилия в Катании ) Но как ты правильно заметила, программа плюс-минус одна, центры-то аккредитованные :)

кому-то больше это подходит, а кто-то хочет более интраверсивный стиль обучения - почему бы и нет. это и называется tailoring lessons to students' needs
Ну а как быть, если в классе все разные, например? Чередовать то и другое банально?:)

Я помню про всякие controlled practice ) Но во время курса непосредственно очень напрягало следовать этим планам, хотя мне этапы в принципе понятны и я их даже не оспариваю... Просто тот же "delayed feedback on accuracy." мне давался весьма сложно. То есть учитель в коммуникативной системе вроде и разгружается (многое ведь делают сами ученики), но при этом постоянно должен всех мотивировать (на разговор, на активити и все прочее), всех организовывать (следить, чтобы не говорили на своем языке), придумывать как бы объяснить не напрямую, а чтобы опа! и все сразу сами поняли (помню, нас ругали за одно только слово explanation), да еще и следить за ошибками сразу всего класса и корректировать их после, а не сразу :facepalm3: Для меня это всё было напряжно, особенно все эти бесконечные выдумки - какую бы активити организовать и как бы ее замаскировать под тему занятия... Возможно, это просто не моё, но даже как ученик я предпочитаю осознавать четко, что именно мы проходим, а не догадываться, а нам, например, строго запрещали говорить что-то вроде "Тема урока..." ))) Всё какое-то замаксированное, я бы даже сказала актерское в какой-то мере ) А я люблю четкость :evil:

Собственно, насчет веселой составляющей как таковой я тоже не против :) Просто у каждого она тоже может отличаться )) Мне как ученику вполне достаточно почитать какой-нибудь интересный текст и обсудить его в классе - мне уже хорошо, полезно и интересно ) А сейчас пропагаднируют активити всякие (вот даже как ты писала - пойдем в библиотеку поищем материал. А я не хочу его искать как ученик, я хочу, чтобы преподаватель мне четко сам всё дал и не тратил наше время!))), я их не жалую ни со стороны учителя, ни ученика ) Но я, наверное, уже в меньшинстве...

vicky-taiji, согласна :)
07.08.2017 в 13:37

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
Autumny, Селта - это не значит, что надо делать всё прям так, как они говорят) я треть отбросила сразу же, как получила диплом. потому что у каждого учителя свой набор примочек, и Селтовские не всегда в него вписываются)

Ну а как быть, если в классе все разные, например? Чередовать то и другое банально?:)
да, именно. чередовать, чтобы все получили то, что им нравится. так же, когда в классе студенты с разными learner styles.

Для меня это всё было напряжно
ну так на фортепиано тоже в первый раз напряжно играть! пальцы не тянутся и гнутся плохо, координация между руками фиговая) тренируйся и будет получаться лучше и быстрее. мне тоже трудно за всем сразу уследить - то одно забуду, то другое. но постепенно становится легче)

а нам, например, строго запрещали говорить что-то вроде "Тема урока..." )))
опять: забей, раз не нравится, и делай так, как нравится. когда будешь преподавать по-настоящему, никто не будет стоять над душой и проверять. сможешь вести урок так, как захочешь. я, например, вообще на каждом уроке вешаю плакатик с планом урока, чтобы желающие сразу могли ознакомиться.
насчёт explanation - то же самое. есть такие темы, которые проще и быстрее объяснить. или иногда ученики ну не могу понять сами быстро и чётко - тогда тоже лучше объяснить. да даже метод Test-Teach-Test - он подразумевает стадию, где ты учишь и объясняешь. это только Guided Discovery такой замысловатый - ну так он и используется для высоких уровней, когда студенты уже соображают быстро и запас знаний приличный. (хотя с низкими уровнями тоже работает, если грамотно продумать.)

Мне как ученику вполне достаточно почитать какой-нибудь интересный текст и обсудить его в классе - мне уже хорошо, полезно и интересно )
мне тоже)) люблю такие уроки! а двигаться не люблю.

пойдем в библиотеку поищем материал
так я ж не говорю, что это надо прям на каждом уроке. но иногда приятно внести разнообразие.
мне коллега рассказал, что из всего курса литературы в старшей школе лучше всего помнит урок, когда преподаватель повёл ихв парк и они изучали, что за жанр такой - поэзия. выбирали понравившиеся предметы природы, подбирали эпитеты и метафоры, а в конце писали короткие стихи. он говорит, что до конца жизни будет помнить такой урок.

я хочу, чтобы преподаватель мне четко сам всё дал и не тратил наше время!))),
ну значит у тебя автономность не очень развита) у меня, кстати, тоже - потому что я ленивая. хотя в последнее время начала шевелиться.

vicky-taiji, вообще ничего против советской системы образования не имею! действительно были классные специалисты и качественные знания (ну, судя по рассказам родителей). но сейчас их нет, а современные дети уже привылки к другому стилю обучения. сейчас вообще надо технологии интегрировать и всё такое - не люблю я это дело. выбираю конференцию съездить послушать умных людей - так всё про технологии в процессе обучения.
07.08.2017 в 17:35

Надо только придумать, что сказать в Макао людям, которые ждут какао...(с)
А, я не совсем правильно выразила свою мысль про симуляторы. Не в смысле, что с ним общаться. А в смысле, что пойти куда-то бывает долго и затратно, но можно же в виртуальную реальность. Тут вопрос тупо материальный): когда преподаватель идёт со студентами в Икею, его реально затраченные на поход часы оплачивает либо учебное заведение, либо он это делает безвозмездно, энтузиазма ради. Я на энтузиазме работала первые пять лет. Потом денег захотелось. Я не преподаватель, но, думаю, этот принцип в любой профессиональной деятельности работает.

А про систему, когда преподаётся так, как ты говоришь, хорошие преподаватели используют эти элементы и в классической системе. Проблемы начинаются тогда, когда система построена на высокой активности преподавателя и его высоком профессионализме, а работают кто попало. Мой сын учился по школе 2100. Не приведи Господь((. Была бы традиция, я бы дома по учебнику его выучила, не пропал бы. А так - он на уроке выпал из процесса, когда скучно стало, домой пришёл, а в учебнике - подумай, как бы ты сделал. А потом контрошка- оказывается, думать как угодно можно, а правильный вариант - он существует. Только в учебнике про это не пишут, а училка домашку месяцами не проверяла. Вина системы в том, что она слишком завязана на человеческий фактор, он просел - и все, хана учебному процессу полностью. А где ты столько креативных учителей наберёшь?

Такое обучение в чистом виде хорошо для высоких уровней, когда люди реально знают, чего хотят. А как дополнение к четкой программе на любых ступенях - ну шикарно же. У Пети репетиторы так делали, школьные учителя - нет, им даже дз некогда проверить.

А ещё я думаю, в России все же менее жёсткая система, чем в Японии, потому я и не понимаю, в чем ноу хау). Наши делают что хотят, их никто особо за креатив не прижимает. Только они столько часов набирают, чтоб было, что покушать, что на креатив сил тупо нет.
08.08.2017 в 09:33

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
marinachan, Не в смысле, что с ним общаться. А в смысле, что пойти куда-то бывает долго и затратно, но можно же в виртуальную реальность.
не понимаю разницы. можешь привести конкретный пример?

хорошие преподаватели используют эти элементы и в классической системе
используют, конечно! но проблема бывает в том, что их инициатива душится руководством, которые те самые "кто попало".

А где ты столько креативных учителей наберёшь?
креативность в какой-то степени достигается через практику. я далеко не самый креативный человек, честно скажу. но уже столько существующих идей, столько книг с кучей разных конкретных примеров, что не нужно самому ничего генерировать - нужно уметь использовать и адаптировать для конкретных студентов.

Только они столько часов набирают, чтоб было, что покушать, что на креатив сил тупо нет.
и это тоже одна из вещей, над которыми нужно работать. я бы тоже не захотела креативить за 30000 рублей в месяц. да даже зарплата учителя в одном из крупнейших языковых центров - 40000. конечно, прожить на эти деньги можно, но весело ли? и чего можно ожидать от людей, к которым вот так относятся? на голом энтузиазме долго не протянешь.
08.08.2017 в 16:07

Любая оценка субъективна
Tish Evans, я имела ввиду напряжно в том смысле, что мне не хотелось это всё делать на самом деле ) Какое-то внутреннее противостояние.

Ты права, что это всё в итоге нужно адаптировать под твой личный стиль преподавания ) Просто на курсе нас так ругали за несоответствие, что у меня лично это вообще почти отбило желание преподавать, так как я себя почувствовала вообще негодной ) Кстати, мы Guided Discovery применяли и для Elementary :upset:

мне тоже)) люблю такие уроки! а двигаться не люблю.
:friend:

Про урок поэзии - это всё здорово, но имхо в единичных случаях) Иначе такие уроки становятся либо напряжными "Ой, опять идти куда-то надо", либо будничными - ну мне так кажется :)

Не, автономность у меня как раз очень развита, я в итоге к сертификату CAE, например, сама готовилась и сдала )) Потому что на курсах мне не понравилось, а репетитор тоже смущала чем-то :vict: Но вопрос в том, что если уж я иду учить предмет с кем-то, я хочу вложений от преподавателя, сама я и так могу...

А мне технологии как раз нравятся, кстати :) У нас когда был на Celta урок по этому, я аж воспрянула духом :) Потому что по сути в основном преподавала по Скайпу и мне очень нравилось, что не надо ничего печатать, вырезать (боже, сколько бумаги мы израсходовали в школе за время нашего курса!...) и тратить на это силы и время ) Единственное были там странные, на мой взгляд, предложения вроде обучения по Вотсаппу (предлагать на уроке писать о чем-то друг другу, сообщения записывать) - к такому я, пожалуй, не готова, но вот технологии в обучении в целом меня очень даже вдохновляют :)
09.08.2017 в 05:00

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
Autumny, Просто на курсе нас так ругали за несоответствие, что у меня лично это вообще почти отбило желание преподавать
похоже, тебе просто не повезло с тьюторами. потому что нас не ругали вообще. нам только рекомендовали) а иногда бывали ситуации, когда от правил отступил, а вышло даже лучше, чем по правилам (у меня так было) - и нам потом на примере этой ситуации объясняли, что далеко не всегда нужно следовать правилам и что главное - это понимать, зачем ты далешь то, что делаешь. то есть "обоснуй")

Кстати, мы Guided Discovery применяли и для Elementary :upset:
нам не рекомендовали. говорили, надо очень тщательно продумывать, а на курсе времени на это не всегда хватает. но на практике я уже сама доказала себе, что да, можно на любых уровнях, но для низких действительно надо хорошо продумать, чтобы они точно справились. чтобы и логично, и просто.

Про урок поэзии - это всё здорово, но имхо в единичных случаях)
конечно) я и не говорю, что каждый урок надо что-то эдакое придумывать и куда-то идти. в конце концов, у школы не просто так есть своё здание) но иногда бывает приятно привнести какое-то разнообразие. чтобы запоминалось.

Но вопрос в том, что если уж я иду учить предмет с кем-то, я хочу вложений от преподавателя, сама я и так могу...
ну, все люди разные) да и вложения бывают разные.

У нас когда был на Celta урок по этому, я аж воспрянула духом :)
да, у нас тоже было. Оля Сергеева проводила. но я не люблю технологии в преподавании. по Скайпу я и сама преподавала и да, ничего не надо вырезать, но то компьютер зависнет, то вдруг сигнал интернета ослабеет, то ещё что - куча накладок, все из которых не предусмотришь и которые запросто могут сорвать урок. а в классе к большинству возможных проблем можно подготовиться и продумать план действий. всякое бывает, конечно, но ничего такого, чтобы всё к чертям полетело. особенно если для урока вообще нужны только ручка, бумага и умение говорить) сейчас вообще набирает популярность концепция material-light.
11.08.2017 в 07:00

Я хочу в неприличное общество.
большая часть твоих принципов (кроме, наверное, второго в случае с школами в России) - не школа будущего, а нормальная школа. Другое дело, что в процентном соотношении нормальных школ мало.

то есть это те вещи, которые вносятся молодым педагогам в голову как аксиома. так должно быть.
другое дело, что многие из молодых педагогов идут по пути максимально упрощения и осознанно отказываются от этих принципов. Зачем спрашивать о мнении и устраивать дискуссии, если мне проще прочитать лекцию\включить фильм\показать презентацию. Ведь в дискуссиях же нужно самому анализировать, подпитывать интерес учеников, регулировать беседы и пр. Поэтому они выбирают то, что проще.
11.08.2017 в 10:23

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
зови меня просто королем, Ведь в дискуссиях же нужно самому анализировать, подпитывать интерес учеников, регулировать беседы и пр.
анализировать придётся только то, что говорят ученики, на предмет связности и наличия ошибок по сегодняшней теме) то же самое, что учитель обязан делать априори.
регулировать беседы придётся только в самом начале, пока ученики ещё только осваиваются с тем, что такое дискуссия. как только они въедут, можно будет вообще оставить их в покое и просто 10 минут сидеть и слушать) ну и мониторить-анализировать, конечно, чтобы было о чём потом давать фидбэк.
то есть на самом деле не так всё и сложно и тут всё как всегда: сначала ты вкладываешь ресурсы - потом это окупается.
11.08.2017 в 11:34

Любая оценка субъективна
Tish Evans, тьюторы у нас были немного своеобразные, ага ) Довольно строго нас судили, каждое отклонение от плана - снижение оценки, ну и всё такое прочее. Хотя они подчеркивали, конечно, что вне Celta мы можем делать как угодно. А потом напоследок еще и говорили что-то вроде: "Не каждый из вас станет учителем", мы с ребятами потом немного офигевали от такой мотивации с их стороны, честно говорят :D И сертификат в итоге я лично пришла забирать в школу, думала зайду поздороваюсь. Так что ты думаешь - они сертификаты оставили на ресепшене, типа суп на полу - выпей :gigi: В общем, итоговое ощущение от курса в плане личной мотивации у меня осталось совсем не вдохновляющее... :upset:

Material-light. - это когда минимум материалов?) Надо же, а я сколько веду уроки в Скайпе, не было почти никогда такого, чтобы компьютер зависал или сигнал пропадал ) Тьфу-тьфу-тьфу, конечно ) Поэтому люблю я это дело. Ну и плюс всегда можно и в словарике слово посмотреть, например, а в классе чувствуешь себя как на расстреле - ааа, мало ли что ученики спросят, а ты прямо сейчас может быть не знаешь, и в словарь лезть тоже неудобно..
11.08.2017 в 13:05

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
Autumny, ааа, мало ли что ученики спросят, а ты прямо сейчас может быть не знаешь, и в словарь лезть тоже неудобно..
а что такого? учитель не обязан знать всё (равно как и нейтив спикер не обязан знать всё). ты вот знаешь всё про русский язык? вряд ли. хоть он и родной) а тут иностранный. так что если ученики спросили, а ты не знаешь, спокойно говоришь, что ты не уверена и что тебе нужно время удостовериться. и или сообщаешь ответ после урока или в начале следующего урока. кстати, именно поэтому рекомендуется, чтобы уровень учителя был на 2 уровня выше учеников: вряд ли в такой ситуации они спросят что-то, чего учитель не знает. но повторяю ещё раз: не знать чего-то не стыдно. стыдно не хотеть узнать.
12.08.2017 в 05:41

Я хочу в неприличное общество.
Tish Evans,
Я тебя прекрасно понимаю))

Просто говорю о том, что происходит сейчас и почему это происходит.
Со слов педагогов из российских школ и своих вузовских преподавателей)
15.08.2017 в 09:56

Любая оценка субъективна
Tish Evans, как мне нравится твой подход :yes: По русскому я даже курс проходила по части его преподавания иностранцам, но пока что дальше теории дело не пошло, учеников у меня не было, и сейчас я сомневаюсь, что как-то буду развиваться в этой сфере. Мне проще преподавать английский, чем русский, честное слово))) Но с английским другой нюанс - поддержка собственного уровня высоким.

Согласна абсолютно, что стыдно - не хотеть узнать :) Но от учителя, конечно, закономерно ждут, что он будет знать почти всё. Я тоже изначально планировала (да и планирую сейчас) преподавать уровням на выше Upp. Interm, а на Celta нас ругали в том числе за язык и говорили, что мы должны быть готовы преподавать любому уровню, с чем я не совсем согласна (хотя согласна, что уровень твоего языка в любом случае должен быть оч. высоким, это бесспорно). Я хочу давать не видимость знаний, а то, что я действительно могу дать.

Кстати, а как ты относишься к безумно популярной нынче тенденции учебы только у носителей? В Италии это настоящая дискриминация - в частных школах-то уж точно, только носители и никак иначе, всю мотивацию отбивает. И главное имхо на низких уровнях это не оправданно, потому что на таких уровнях как раз проще учить язык с тем, кто тоже его учил, и может объяснить нюансы именно с точки зрения не носителя. Может быть выше среднего уровня уже да, носитель даже словарную базу даст более обширную, но вот нет такой классификации... И эта тенденция набирает обороты в том числе онлайн - ведь теперь с носителям можно заниматься не выходя из дома. Мне интересно, значит ли это, что преподаватели не носители в итоге совсем будут вытеснены с рынка или все же есть шанс, что нет? :upset: Я так расстраиваюсь каждый раз в этих дискуссиях, потому что это всё напоминает дискриминацию женщин в прошлом - не изменишь же ты пол (ну по крайней мере не для работы)))), также как не можешь стать носителем, но это ведь не отменяет твоих профессиональных навыков... И как с этим бороться вообще :upset:
20.08.2017 в 14:46

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
Autumny, у меня с русским аналогичная история приключилась) теорию освоила (и было жутко интересно), но ученик был только один, и то слился через 3 занятия :D хреново, видать, я теорию воплощала на практике... и да, английский мне преподавать гораздо проще. всё-таки его я сама учила, могу поставить себя на место ученика, а с русским всё трудно - он родной, а это совершенно другое восприятие. чтобы реально чему-то суметь иностранца научить, надо много практиковаться.

нет, конечно ты должна быть готова к преподаванию на любом уровне, это так. потому что если работаешь в языковом центре, то там кого дали, того и учи. конечно, если администраторы и адосы нормальные, то пойдут навстречу и дадут, что лучше получается)) но такое бывает не всегда. а вот если ты частный репетитор, то выбирай на здоровье, что нравится, над тобой никого нет, чтобы указывать. и это нормально, что с какими-то уровнями комфортнее. у любого преподавателя есть свои предпочтения) хотя если всё время работать в зоне комфорта, не сможешь нормально развиваться как профессионал. я только на новой работе стала стараться выпрыгивать наружу и пробовать что-то новое, что раньше казалось трудным. оно и сейчас трудное, но всё постигается с опытом.

Кстати, а как ты относишься к безумно популярной нынче тенденции учебы только у носителей?
крайне отрицательно. мне было трудно найти работу в Японии лишь из-за того, что у меня не тот паспорт, и это учитывая, что у меня англоязычное образование и квалификация! и нет акцента (ну, почти). в Азии вообще все помешаны на нейтивизме. хотя в Европе и Америке такое требование рассматривается как дискриминация и подавшего объявление могут и засудить. помню, у нас в универе повесили постер о наборе экзаменаторов, обязательно только нейтивы, так босс (американец) переплевался и сказал, что надо бы накатать заявление в TEFL Equity Advocates.
на самом деле, конечно, как носитель так и не носитель могут быть крутыми или ужасными преподами. потому что дело не в нейтивизме, а в умении. преподавание - такое же умение, такая же профессия, как любая другая. мы же не придираемся к национальности программистов, юристов и агентов по недвижимости. так почему нас вдруг должно бомбить, если препод английского - итальянец? да, возможно, у него нет чистого британского акцента, но если он правильно ставит ударения, то этого достаточно. и если может объяснить, научить так, чтобы людям было интересно и запоминалось. и по-моему, гораздо лучше нанять иностранца с квалификацией и опытом работы, чем студента-носителя, для которого попреподавать это лишь способ подзаработать денег для путешествия по стране. такой человек в большинстве случаев не будет относиться к своему занятию серьёзно, тогда как квалифицированный иностранец - это профессионал, и это говорит само за себя. в общем, главный критерий - чтобы человек реально умел учить и выполнять свою работу хорошо.
04.09.2017 в 13:49

Любая оценка субъективна
Tish Evans, ну ученик может слиться и по своим соображениям, может просто понял, что русский слишком сложный и да ну его ))) А нам, учителям, без практики никуда :) Но, как ты и написала, преподавание родного языка - совсем отдельная ветвь, этим надо заниматься отдельно и сил на это уходит не мало, если подходить со всей серьезностью :)

и по-моему, гораздо лучше нанять иностранца с квалификацией и опытом работы, чем студента-носителя,
:friend: Абсолютно согласна с тобой! Преподавателей должны отбирать по профессионализму, но никак не по признаку "нейтив". К сожалению, в Италии, как я уже и писала, это сплошь и рядом, спасибо тебе огромное, что просветила насчет существования организации TEFL Equity Advocates :) Я прошерстила их сайт, почитала твою историю (ты молодчинка и я очень-очень рада, что тебе удалось пробиться!) и даже запостила пару гневных постов в итальянских группах, где ищут только нейтивов и хвастаются тем, что все учителя в их школе носители и никак иначе :gigi: Но это скорее так, для выпуска собственного пара, по факту тут нужны реальные законодательные нормы, в эту организацию и правда можно писать и "жаловаться" на конкретные школы, которые ущемляют права? Кстати, в ответ на мой пост парочка нейтивов написала, что они, дескать, тоже дискриминируются - и обращаются с ними не как положено, и платят мало. Но это уже из другой серии.
05.09.2017 в 09:38

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
Autumny, вообще есть конвенция по правам человека (или как её там), которая принята всей Европой так точно и где написано, что дискриминация по какому-либо признакому (гендерному, национальному, религиозному) и т.п. недопустима. на сайте есть где-то статья с точным указанием пунктов конвенции, где это прописано. надо поискать.
и да, жаловаться на конкретные школы в TEFL Equity Advocates можно) а ещё можно написать стаью про ситуацию в Италии с приведением собственных примеров. если хорошо написано, Марек точно заинтересуется и возьмёт.

я тоже написала пару гневных отзывов) но на самом деле толку мало. чаще всего просто ингор и "ну бизнес такой, что мы можем поделать". в лучшем случае меняют формулировку на native-like speakers, но на деле всё равно резюме всех неносителей улетают в мусорную корзину. так что менять нужно не формулировки (это поверхностные изменения), а саму систему.

Кстати, в ответ на мой пост парочка нейтивов написала, что они, дескать, тоже дискриминируются - и обращаются с ними не как положено, и платят мало. Но это уже из другой серии.
да, это из другой серии. в Японии много шума наделала печально знаменитый закон 29,5. мол, что разрешённый максимум часов в неделю для фулл-таймеров - это 29 с половиной часов. это сделано, чтобы работников не переводить в категорию фулл-таймеров, потому что по японскому закону фулл-таймер - это тот, кто работает 30 часов и больше в неделю. то есть получается, что эти "фулл-таймеры" теперь на самом деле парт-таймеры. соотвественно, организация теперь уже не должна включать их в схему гос. страхования и платить отчисления в пенсионный фонд. такая вот экономия - для нанимателя.
или ещё часто тебя вообще нанимают не как преподавателя/интструктора, а как посредника/фрилансера/контрактора, т.е. ещё меньше соц. прав и соц. защищённости.